Унамуно

Поэты мира

 

    Аббас ибн аль-Ахнаф

 

    Алкей

 

    Альберти Рафаэль

 

    Аполлинер

 

    Аргези Тудор

 

    Аснык  Адам

 

    Багряна Елисавета

 

    Байрон Джордж

 

    Барбье

 

    Беранже

 

    Бергамин

 

    Блейк  Уильям

 

    Бернс  Роберт

 

    Бинкис Казис

 

    Блихер Стен

 

    Бодлер  Шарль

 

    Бронте

 

    Бруно  Джордано

 

    Вальзер  Мартин

 

    Ван Вэй

 

    Вергилий

 

    Верлен  Поль

 

    Верхарн  Эмиль

 

    Вильон Франсуа

 

    Вордсворт Уильям

 

    Гейне  Генрих

 

    Гервег Георг

 

    Гельдерлин

 

    Гильвик

 

    Голан Владимир

 

    Гомер

 

    Гонгора-и-Арготе

 

    Гораций

 

    Грифиус

 

    Данте Алигьери

 

    Дарио Рубен

 

    Дикинсон Эмили

 

    Донн  Джон

 

    Ду Фу

 

    Дю Белле

 

    Имру-уль-Кайс

 

    Кальпурний Тит

 

    Кардуччи

 

    Катс Якоб

 

    Катулл

 

    Квазимодо Сальваторе

 

    Кендалл  Генри

 

    Кестнер Эрих

 

    Алексис Киви

 

    Кинтана

 

    Киплинг Джозеф

 

    Китс  Джон

 

    Киш  Йожеф

 

    Коллар Ян

 

    Крамер Теодор

 

    Крейн Стивен

 

    Крус Хуана

 

    Карем  Морис

 

    Ленау  Николаус

 

    Леопарди Джакомо

 

    Ли Бо

 

    Лонгфелло

 

    Лотреамон

 

    Лукреций Тит

 

    Маари Гурген

 

    Майронис

 

    Марциал

 

    Метерлинк

 

    Мильтон Джон

 

    Мистраль Габриела

 

    Моррисон  Джон

 

    Незвал

 

    Неруда

 

    Нодье

 

    Норвид

 

    Публий Овидий Назон

 

    Мария Павликовская

 

    Парни Эварист

 

    Петефи

 

    Петрарка Франческо

 

    Пиндар

 

    Превер Жак

 

    Проперций Секст

 

    Рильке

 

    Ронсар

 

    Сандрар

 

    Сапфо

 

    Синерво

 

    Сюлли-Прюдом

 

    Теннисон Альфред

 

    Тибулл Альбий

 

    Туртиайнен

 

    Уайльд Оскар

 

    Уитмен Уолт

 

    Унамуно

 

    Унгаретти  Джузеппе

 

    Фрост  Роберт Ли

 

    Омар Хайям

 

    Назым Хикмет

 

    Шелли Мэри

 

    Лейно

 

    Элиот Томас

 

    Эминеску Михаил

 

    Эредиа

 

Унамуно (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. – депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.

 Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу («Об исконности», 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике «Луча де классе». После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии У. – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума. У. вводит понятие «агонии» – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («Трагическое чувство в жизни людей и народов», 1913; «Агония христианства», 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство ит.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм («Любовь и педагогика», 1902), утверждал личный, «экзистенциальный» характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении – повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

 После первого романа «Мир во время войны» (1897) У. переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа «Туман» (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет «внутреннюю реальность», реальность воображения и воли «внешней реальности» (книга «Назидательные новеллы», 1920). У. стремился лишь к передаче «внутренней реальности», однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У. отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью («Песенник», издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. занимала Испания – судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.

 Влияние У. на йен. культуру 20 в. огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.

 

 Соч.: Obras completas, v. 1–14, Madrid, 1958–72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. – Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М,, 1929; Назидательные новеллы, М. – Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, «Иностранная литература», 1974, № 2.

 

 Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973: Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid – Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960: Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962: Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern – Munch., 1962; Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965: Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; Ilie P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley – Los Ang., 1967.

 

 

Используются технологии uCoz