Гельдерлин

Поэты мира

 

    Аббас ибн аль-Ахнаф

 

    Алкей

 

    Альберти Рафаэль

 

    Аполлинер

 

    Аргези Тудор

 

    Аснык  Адам

 

    Багряна Елисавета

 

    Байрон Джордж

 

    Барбье

 

    Беранже

 

    Бергамин

 

    Блейк  Уильям

 

    Бернс  Роберт

 

    Бинкис Казис

 

    Блихер Стен

 

    Бодлер  Шарль

 

    Бронте

 

    Бруно  Джордано

 

    Вальзер  Мартин

 

    Ван Вэй

 

    Вергилий

 

    Верлен  Поль

 

    Верхарн  Эмиль

 

    Вильон Франсуа

 

    Вордсворт Уильям

 

    Гейне  Генрих

 

    Гервег Георг

 

    Гельдерлин

 

    Гильвик

 

    Голан Владимир

 

    Гомер

 

    Гонгора-и-Арготе

 

    Гораций

 

    Грифиус

 

    Данте Алигьери

 

    Дарио Рубен

 

    Дикинсон Эмили

 

    Донн  Джон

 

    Ду Фу

 

    Дю Белле

 

    Имру-уль-Кайс

 

    Кальпурний Тит

 

    Кардуччи

 

    Катс Якоб

 

    Катулл

 

    Квазимодо Сальваторе

 

    Кендалл  Генри

 

    Кестнер Эрих

 

    Алексис Киви

 

    Кинтана

 

    Киплинг Джозеф

 

    Китс  Джон

 

    Киш  Йожеф

 

    Коллар Ян

 

    Крамер Теодор

 

    Крейн Стивен

 

    Крус Хуана

 

    Карем  Морис

 

    Ленау  Николаус

 

    Леопарди Джакомо

 

    Ли Бо

 

    Лонгфелло

 

    Лотреамон

 

    Лукреций Тит

 

    Маари Гурген

 

    Майронис

 

    Марциал

 

    Метерлинк

 

    Мильтон Джон

 

    Мистраль Габриела

 

    Моррисон  Джон

 

    Незвал

 

    Неруда

 

    Нодье

 

    Норвид

 

    Публий Овидий Назон

 

    Мария Павликовская

 

    Парни Эварист

 

    Петефи

 

    Петрарка Франческо

 

    Пиндар

 

    Превер Жак

 

    Проперций Секст

 

    Рильке

 

    Ронсар

 

    Сандрар

 

    Сапфо

 

    Синерво

 

    Сюлли-Прюдом

 

    Теннисон Альфред

 

    Тибулл Альбий

 

    Туртиайнен

 

    Уайльд Оскар

 

    Уитмен Уолт

 

    Унамуно

 

    Унгаретти  Джузеппе

 

    Фрост  Роберт Ли

 

    Омар Хайям

 

    Назым Хикмет

 

    Шелли Мэри

 

    Лейно

 

    Элиот Томас

 

    Эминеску Михаил

 

    Эредиа

 

Гёльдерлин, Хёльдерлин (Нölderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (20.3.1770, Лауфен, — 7.6.1843, Тюбинген), немецкий поэт. Изучал богословие в Тюбингене (1788—93) одновременно с Г. Гегелем и Ф. Шеллингом. В 1794—95 жил в Йене, где слушал лекции И. Фихте и познакомился с Ф. Шиллером и И. В. Гёте. Положение полунищего гувернёра и особенно безнадёжная любовь к жене банкира Сюзетте Гонтар (названной им в стихах Диотимой) тяжело отразились на душевном состоянии поэта. Однако Г. продолжал работать над стихами и переводами. В 1806 был помещен в психиатрическую лечебницу.

 В 80-е гг. поздний представитель «Бури и натиска» (стихи «Лавровый венок», «Густав Адольф» и др.), Г. к началу Великой французской революции создаёт поэзию, проникнутую осознанной гражданственностью. В «Гимнах к идеалам человечества» (1790—97) — образцах революционного просветительского классицизма Г. выражает стремление к борьбе ради торжества свободы. Надежда, что Великая французская революция станет источником прогрессивных перемен и в феодально-раздробленной Германии, утрачена поэтом после термидорианских событий. С середины 90-х гг. поэт обращается к руссоистскому пантеистическому культу природы («К природе»), стремится философски понять противоречия послереволюционной действительности («Песнь судьбы Гипериона», «Человек», «Ванини», «Глас народа»). Его идеалом становится гуманистическая утопия в духе Эллады («Диотима», «Плач Менона по Диотиме», «Архипелаг»). На рубеже столетий в поэзии Г. появляются элегические тонкие аллегорические образы Любви и Страдания, мотивы безнадёжного одиночества. Трагична судьба его героев, романтических бунтарей в лирическом романе «Гиперион, или Отшельник в Греции» (1797—99), и в трагедии «Смерть Эмпедокла» (1798—99, рус. пер. 1931). Новатор стиха, Г. оказал влияние на немецкую поэзию 20 в. Элементы мистики, проявившиеся в поздней поэзии Г., были использованы буржуазной критикой для искажения его творческого облика. Советские литературоведы и учёные ГДР освещают творчество Г. как переходное явление от Просвещения к прогрессивному романтизму.

 

 Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—6, Stuttg., 1946—61; в рус. пер. — Сочинения, М., 1969.

 

 Лит.: Луначарский А. В., Социология и патология в истории литературы, «Литературный критик», 1935, № 12; Берковский Н. Я., Ф. Гельдерлин, «Вопросы. литературы», 1962, № 1; Becher J. R., Über Literatur und Kunst, B., 1962, S. 865—71; Leonhard R., Vorwort, в кн.: Hölderlin J., Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1956, S. 7—56; Michel W., Das Leben F. Hö1derlins, Fr./M., [1967].

 Г. С. Слободкин.

 

 

Используются технологии uCoz