Беранже

Поэты мира

 

    Аббас ибн аль-Ахнаф

 

    Алкей

 

    Альберти Рафаэль

 

    Аполлинер

 

    Аргези Тудор

 

    Аснык  Адам

 

    Багряна Елисавета

 

    Байрон Джордж

 

    Барбье

 

    Беранже

 

    Бергамин

 

    Блейк  Уильям

 

    Бернс  Роберт

 

    Бинкис Казис

 

    Блихер Стен

 

    Бодлер  Шарль

 

    Бронте

 

    Бруно  Джордано

 

    Вальзер  Мартин

 

    Ван Вэй

 

    Вергилий

 

    Верлен  Поль

 

    Верхарн  Эмиль

 

    Вильон Франсуа

 

    Вордсворт Уильям

 

    Гейне  Генрих

 

    Гервег Георг

 

    Гельдерлин

 

    Гильвик

 

    Голан Владимир

 

    Гомер

 

    Гонгора-и-Арготе

 

    Гораций

 

    Грифиус

 

    Данте Алигьери

 

    Дарио Рубен

 

    Дикинсон Эмили

 

    Донн  Джон

 

    Ду Фу

 

    Дю Белле

 

    Имру-уль-Кайс

 

    Кальпурний Тит

 

    Кардуччи

 

    Катс Якоб

 

    Катулл

 

    Квазимодо Сальваторе

 

    Кендалл  Генри

 

    Кестнер Эрих

 

    Алексис Киви

 

    Кинтана

 

    Киплинг Джозеф

 

    Китс  Джон

 

    Киш  Йожеф

 

    Коллар Ян

 

    Крамер Теодор

 

    Крейн Стивен

 

    Крус Хуана

 

    Карем  Морис

 

    Ленау  Николаус

 

    Леопарди Джакомо

 

    Ли Бо

 

    Лонгфелло

 

    Лотреамон

 

    Лукреций Тит

 

    Маари Гурген

 

    Майронис

 

    Марциал

 

    Метерлинк

 

    Мильтон Джон

 

    Мистраль Габриела

 

    Моррисон  Джон

 

    Незвал

 

    Неруда

 

    Нодье

 

    Норвид

 

    Публий Овидий Назон

 

    Мария Павликовская

 

    Парни Эварист

 

    Петефи

 

    Петрарка Франческо

 

    Пиндар

 

    Превер Жак

 

    Проперций Секст

 

    Рильке

 

    Ронсар

 

    Сандрар

 

    Сапфо

 

    Синерво

 

    Сюлли-Прюдом

 

    Теннисон Альфред

 

    Тибулл Альбий

 

    Туртиайнен

 

    Уайльд Оскар

 

    Уитмен Уолт

 

    Унамуно

 

    Унгаретти  Джузеппе

 

    Фрост  Роберт Ли

 

    Омар Хайям

 

    Назым Хикмет

 

    Шелли Мэри

 

    Лейно

 

    Элиот Томас

 

    Эминеску Михаил

 

    Эредиа

 

Беранже (Béranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, — 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из «высоких» жанров — в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б. — портретная зарисовка или миниатюрная новелла.

 В пору Первой империи (1804—14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка — например, песня «Король Ивето» (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть («Бесконечно малые»), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), католическое духовенство и иезуитов («Святые отцы», «Смерть сатаны»), противопоставляя им образы наполеоновских солдат («Старый сержант», «Старый капрал»). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции — буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации («14-е июля»).

 Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа («Жак», «Старый бродяга»). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей («Безумцы»). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Б. в резких антибуржуазных песнях («Бонди»), возвращало поэта к мысли о новой революции («Идея»). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне «Потоп», предвещавшей Революцию 1848.

 К. Маркс называл Б. «бессмертным». Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50—60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

 

 Соч.: (Euvres complétes, v. 1—4, P., 1868—78; Ma biographie. P., 1857; Correspondance, v. I—4, P., 1860; в рус. пер.— Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Полн. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1—2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

 

 Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861; Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1—2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., [1960], Touchard J., La gloire de Béranger, [v.] I—2, P., 1968 (имеется библ.).

 Ю. И. Данилин.

 

 

Используются технологии uCoz