Аполлинер

Поэты мира

 

    Аббас ибн аль-Ахнаф

 

    Алкей

 

    Альберти Рафаэль

 

    Аполлинер

 

    Аргези Тудор

 

    Аснык  Адам

 

    Багряна Елисавета

 

    Байрон Джордж

 

    Барбье

 

    Беранже

 

    Бергамин

 

    Блейк  Уильям

 

    Бернс  Роберт

 

    Бинкис Казис

 

    Блихер Стен

 

    Бодлер  Шарль

 

    Бронте

 

    Бруно  Джордано

 

    Вальзер  Мартин

 

    Ван Вэй

 

    Вергилий

 

    Верлен  Поль

 

    Верхарн  Эмиль

 

    Вильон Франсуа

 

    Вордсворт Уильям

 

    Гейне  Генрих

 

    Гервег Георг

 

    Гельдерлин

 

    Гильвик

 

    Голан Владимир

 

    Гомер

 

    Гонгора-и-Арготе

 

    Гораций

 

    Грифиус

 

    Данте Алигьери

 

    Дарио Рубен

 

    Дикинсон Эмили

 

    Донн  Джон

 

    Ду Фу

 

    Дю Белле

 

    Имру-уль-Кайс

 

    Кальпурний Тит

 

    Кардуччи

 

    Катс Якоб

 

    Катулл

 

    Квазимодо Сальваторе

 

    Кендалл  Генри

 

    Кестнер Эрих

 

    Алексис Киви

 

    Кинтана

 

    Киплинг Джозеф

 

    Китс  Джон

 

    Киш  Йожеф

 

    Коллар Ян

 

    Крамер Теодор

 

    Крейн Стивен

 

    Крус Хуана

 

    Карем  Морис

 

    Ленау  Николаус

 

    Леопарди Джакомо

 

    Ли Бо

 

    Лонгфелло

 

    Лотреамон

 

    Лукреций Тит

 

    Маари Гурген

 

    Майронис

 

    Марциал

 

    Метерлинк

 

    Мильтон Джон

 

    Мистраль Габриела

 

    Моррисон  Джон

 

    Незвал

 

    Неруда

 

    Нодье

 

    Норвид

 

    Публий Овидий Назон

 

    Мария Павликовская

 

    Парни Эварист

 

    Петефи

 

    Петрарка Франческо

 

    Пиндар

 

    Превер Жак

 

    Проперций Секст

 

    Рильке

 

    Ронсар

 

    Сандрар

 

    Сапфо

 

    Синерво

 

    Сюлли-Прюдом

 

    Теннисон Альфред

 

    Тибулл Альбий

 

    Туртиайнен

 

    Уайльд Оскар

 

    Уитмен Уолт

 

    Унамуно

 

    Унгаретти  Джузеппе

 

    Фрост  Роберт Ли

 

    Омар Хайям

 

    Назым Хикмет

 

    Шелли Мэри

 

    Лейно

 

    Элиот Томас

 

    Эминеску Михаил

 

    Эредиа

 

Аполлинер (Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898—1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь А. 26 ноября 1917).

 Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916», 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.

 

 Соч.: (Euvres completes, t. 1—4, P., 1965—66: (Euvres роétiques. P., 1956 (имеется библ.); в рус. пер. — Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967; Стихи (Вступление П. Антокольского), «Иностранная литература», 1969, № 1.

 

 Лит.: Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1—3, P., 1956—64; G. Apollinaire, [ser. 1—6], «La revue des lettres modernes», 1962, № 69—70; 1963, № 85—89; 1964, № 104-107; 1965, № 123-126; 1966, № 146-149; 1967, № 166-169; Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, réunies par M. Déсаudin, «La revue der lettres modernes», 1966,? 5; «Europe», 1966, nov.—déс.,? 451—52 (номер посвящен A.); Adema M., Bibliographie générale de l'oeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.

В. П. Балашов.

 

 

Используются технологии uCoz