Эминеску Михаил
Эминеску (Eminescu) Михаил [Михай; настоящая фамилия — Эминович (Eminovici)] [15.1.1850, Ботошани (или Ипотешти), — 15.6.1889, Бухарест], румынский и молдавский поэт-романтик. Избран членом Академии СРР (посмертно). Родился в семье мелкого помещика. В 1869—73 жил в Вене и Берлине. Был вольнослушателем Венского университета. С 1874, возвратившись на родину, работал в Яссах библиотекарем, инспектором народных училищ. В 1877 переехал в Бухарест, где сотрудничал в консервативной газете «Тимпул» («Timpul»). В 1883 заболел тяжелым душевным расстройством.
Первое стихотворение опубликовал в 1866. Ранние стихи Э. связаны с патриотическим мироощущением, сформировавшимся в Румынии перед Революцией 1848 («На смерть Арона Пумнула», «К Элиаде», «Что тебе, Румыния милая, желаю?»). Противопоставление поколения 1848, верившего в общественные идеалы, послереволюционному поколению, зараженному «мировой скорбью», звучит в стихотворение «Растленные юноши», «Преемники» (в русском переводе «Эпигоны»). Пребывание за границей, события Парижской Коммуны 1871 обострили внимание Э. к социальным проблемам. В 1870—74 он создает поэму «Император и пролетарий», где в аллегорических образах сталкивает идеи утопического социализма с идеей аристократии, явно отдавая предпочтение первым. Возвращение на родину было ознаменовано стихами на фольклорные сюжеты («Добрый молодец из липы», «Вурдалаки» и др.), в которых, как и в других стихах Э. («Нет, и в Иегову не верю...»), поэт говорит о неприятии умозрительных идеалов. Э. приходит к выводу, что основой национальной и общественной жизни является народ, т. е. (в тогдашних условиях) крестьянство. Он занимает резко критическую позицию по отношению к буржуазному обществу, обличая его космополитизм, бездуховность, практицизм, продажность («Антропоморфизм», «Наша молодежь», цикл «Посланий» и др.).
В поэзии Э. важное место занимают романтические антитезы добра и зла («Ангел и Демон»), искусства и жизни («Венера и Мадонна»), любви земной и любви «совершенной», идеальной (поэма-сказка «Мирон и бестелесная красавица», 1869) и др. Свойственное лирике Э. стремление философски осмыслить сущность бытия находит яркое выражение в цикле «Послания» (1881), где поэт показывает несовместимость буржуазного миропорядка с подлинным искусством, стремлением к истине и искренностью человеческих чувств. Романтическая инвектива буржуазному обществу сопровождается у Э. возвеличением того единства интересов народа и всей нации, какое, по его представлениям, было в давно минувшие времена. Позиция отчуждения от общества становится, т. о., единственно возможной для поэта («Болтовне ответ — молчанье», «Моим критикам», «Глосса»). В последние годы жизни в лирике Э. все чаще звучат мотивы одиночества, отчаяния, недоступности счастья, трагической отторгнутости от мира. Одно из лучших его произведений — философско-символическая романтическая поэма «Лучафэр» (1883). Последнее произведение Э. — статья «Источник Бландузии» (1888), в которой поэт говорит о причинах возникновения романтизма, анализирует состояние общественной жизни и призывает приобщиться к вечному источнику молодости и здоровья — фольклору.
Творчество Э. обогатило румынскую и европейскую романтическую поэзию, способствовало обновлению словаря и ритмики румынского языка
С ним завершается романтическое направление в румынской литературе. Стихи Э. известны во многих странах мира; некоторые из них стали народными песнями.
Соч.: Opere, editie critică ingrijită de Perpessicious, v. 1—6, Buc., 1939—63; на молд, яз.: Опере алесе ын патру волуме, т. 1—4, Кишинзу, 1971; в рус. пер. — Стихи, М., 1958; Лирика, М., 1968.
Лит.: Попович К. Ф., Социальные мотивы в поэзии М. Эминеску, Киш., 1963; его же, Еминеску. Вяца ши опера, Кишинэу, 1974; Кожевников Ю. А., Михаил Эмпнеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1968; Vianu Т., Poezia lui Eminescu, Buc., 1930; Călinescu G., Opera lui Eminescu, v. 1—5, Buc., 1936, 2 ed., v. 1—2, Buc., 1969—70; его же, Viata lui Mihai Eminescu, Buc., 1964; Dumitrescu-Busulenda Zoe, М. Eminescu, Buc., 1963; Todoran Eug., Eminescu, Buc., 1972.
Ю. А. Кожевников.