Метерлинк
Метерлинк (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, — 5.5.1949, Ницца, Франция), бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Франции. Идеалистические символистские взгляды раннего М. (изложены в книге «Сокровище смиренных», 1896) — реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов М. «Теплицы», в 1896 — сборник «12 песен» (в 1900 — «15 песен»). Человек в ранних пьесах М. — жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889; одноактные пьесы «Непрошеная», «Слепые», обе 1890; драма «Пелеас и Мелисанда», 1892); это драматургия молчания, намёков и недомолвок. В пьесе «Смерть Тентажиля» (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках «Аглавена и Селизетта» и «Ариана и Синяя Борода» (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга «Мудрость и судьба» (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе «Сокровенный храм» (1902) М. призывает к творческой и социальной активности; в этот период М. близок к социалистическим кругам. Драма «Сестра Беатриса» (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма «Монна Ванна» (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет М. выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса «Чудо святого Антония» (1903) — острая антибуржуазная сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку «Синяя птица», исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор — в репертуаре этого театра.
В годы 1-й мировой войны 1914—18 М.-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса «Обручение» (1918) продолжает рассказ об одном из героев «Синей птицы». Пьесы, написанные позднее, менее значительны («Бургомистр Стильмонда» и «Соль земли», 1919; «Жанна д'Арк», 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули М. от общественной проблематики. Трактаты М. «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом бога» (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат натурфилософские книги «Жизнь пчёл» (1901), «Разум цветов» (1907), «Жизнь термитов» (1926), «Жизнь муравьев» (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.
В 1940 М. уехал в США, вернулся во Францию в 1947. Написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Гуманистические пьесы М. периода 1896—1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).
Соч.: Théâtre, v. 1—3, P., 1918; Théâtre inédit, P., 1959; в рус. пер. — Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.
Лит.: Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 48; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; Андреев Л. Г., О двух знаменитых бельгийцах, в кн.: Верхарн Э., Стихотворения. Зори. Метерлинк М., Пьесы, М., 1972; Шкунаева И. Д., Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней..., М., 1973; Bodart R., М. Maeterlinck, P., 1962; М. Maeterlinck, 1862—1962, [Par] J. Cassou, Н. Clouard, P. Guiette [e. a.]. Sous la direction de J. Hanse et R. Vivier, [Brux., 1962] (лит.).
М. Н. Ваксмахер.