Назым Хикмет
Назым Хикмет Ран (Nazim Hikmet Ran) (20.1.1902, Салоники, — 3.6.1963, Москва), турецкий писатель, общественный деятель. Основоположник турецкой революционной поэзии. Родился в аристократической семье. Печатался с 1917. В 1920 из оккупированного Стамбула перебрался в Анатолию, где шла национально-освободительная война. В 1921 приехал в Советскую страну, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока. С 1922 коммунист. В 1924 вернулся в Турцию. Сотрудничал в революционных газетах и журналах. В 1927 снова приехал в Советский Союз. Первый сборник стихов «Песня пьющих солнце» опубликовал в 1928 в Баку. Борьба с далёкой от жизни турецкой салонной поэзией сочеталась у поэта в эти годы с выражением крайне «левых» эстетических взглядов. В стихах этого периода немало формалистических нагромождений.
В 1928 вернулся в Турцию. В сборниках стихов «835 строк» (1929), «Варан-3» (1930), «1 + 1 = 1» (1930) и «Город, потерявший голос» (1931) поэт писал о тяжёлой доле турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию. В поэме «Джиоконда и Си-Я-у» (1929), романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) выступил против колониальной политики империалистов. В пьесах «Череп» (1932), «Дом покойника» (1932), «Забытый человек» (1935) остро поставлен вопрос о судьбе личности в капиталистическом обществе.
За сборник стихов «Телеграмма, поступившая ночью» (1932), где поэт призывал турецких коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на пять лет тюремного заключения (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем почти после каждой книги его приговаривали к тюремному заключению. В сборнике стихов «Портреты» (1935), поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и публицистической работе «Немецкий фашизм и расовая теория» (1936) он разоблачал фашизм и его турецких сторонников. В 1936 вышла последняя опубликованная в Турции при его жизни книга — «Поэма о шейхе Бедреддине Шимавне» и, как приложение к этой книге, брошюра «Национальная гордость» — по сути дела, перевод работы В. И. Ленина «О национальной гордости великороссов». В 1938 был осужден на 28 лет заключения. В общей сложности провёл в турецких тюрьмах 17 лет. Там создана эпопея «Человеческая панорама» — поэтическая история 20 в., цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы «Легенда о любви», «Иосиф Прекрасный». В 1950 под воздействием мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено освободить поэта. В 1951 он приехал в СССР, ставший его второй родиной. Здесь написаны пьесы «Рассказ о Турции» (1952), «Чудак» (1955), «А был ли Иван Иванович?» (1956). Н. Х. Р. ввёл в турецкую поэзию так называемый свободный стих. Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности. Велико влияние Н. Х. Р. на современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое направление. Его стихи переведены на многие языки мира, пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. По сценариям Н. Х. Р. в СССР сняты фильмы «Двое из одного квартала» (1957), «Влюблённое облако» (1959), «Мир дому твоему» (1963); поставлен балет «Легенда о любви» (музыка А. Меликова). Член Бюро (с 1951) и Президиума (с 1959) Всемирного Совета Мира, лауреат Международной премии Мира (1950).
А. А. Бабаев.
Соч.: Bütün eserleri, с. 1—8, Sofya, 1962 — 73: Şöhret veya unutulan adam, 2 bs., Ankara, 1966; Bütün eserleri, c. I, Ist., 1968; Kemal Tahire mahpusaneden mektuplar, Ankara, 1968; Yaşamak güzelşey be kardeşim, 3 bs., Ist., 1970; Bursa cezaevinden Vâ-Nû'lara mektuplar, Ist., 1970; Memleketimizden insan manzaralari, c. 1—5, Ist., 1967—71; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—2, М., 1957; Человеческая панорама, М., 1962; Пьесы, М., 1962; Романтика. Роман, М., 1964; Лирика, М., 1968.
Лит.: Бабаев А. А., Назым Хикмет, М., 1957; Горбаткина Г. А., Пьесы-легенды Назыма Хикмета, М., 1967; Фиш Р. Г., Назым Хикмет, М., 1968; Vâ-Nû, Bu dünyadan Nâzim geçti, Ist., 1965; Orhan Kemal, Nâzim Hikmet'le üç buçuk yil, Ist., 1965; Sülker K., Nâzim Hikmet dosyasi, Ist., 1967; Yücebaş Н., Nâzim Hikmet türk basininda, Ist., 1967; Sertel, Mavi gözlü dev., Ist., 1969; Aydemir A., Nâzim, Ankara, 1970.
Х. А. Чорекчян.